Хорезмская академия Маъмуна

О ВОЗРОЖДЕНИИ ХОРЕЗМСКОЙ АКАДЕМИИ МАЪМУНА

Указ Президента Республики Узбекистан 1997 года «О возрождении Хорезмской академии Мамуна» (1997) направлен на повышение научного потенциала Узбекистана, укрепление его роли в мировом научном сообществе, дальнейшее развитие науки в регионах, является важным шагом в поддержке самоотверженных ученых и развитии национальных традиций создания высокой интеллектуальной среды.

В ноябре 1997 года были организованы секции «Археология, история и философия», «Язык и литература», «Проблемы биологии» и 26 ассистентов-исследователей, в том числе 5 докторов и 9 кандидатов наук проводили научные исследования.

Сотрудники кафедры археологии, истории и философии проводили научные исследования на темы «История узбекской государственности в древней и средневековой истории», «Роль хорезмского оазиса в этнической истории узбекского народа», «Археологические памятники Хорезмской области».

Месторасположение Хорезмского оазиса на тему «Роль Хорезмского оазиса в этнической истории узбекского народа» было обнаружено в некоторых этнических группах. Была собрано информация о традициях, культуре образа жизни. Поселение эпохи бронзы, расположенное в массиве Тупроккальа Хазараспского района, памятник древности и раннего средневековья, а также Учучоктепа и Мешекли были проведены исследования. Впервые в Центральной Азии обнаружены памятники шелкопряда.

На тему «История хорезмской государственности в древности и средневековье» были введены в оборот археологические исследования, анализ письменных свидетельств и научных источников, охватывающих историю древней государственности. Установлено, что имеются достаточные данные для доказательства истории государства Хорезма, который составляет основу узбекской государственности 3000 лет.

На кафедре языка и литературы были проведены научные исследования на тему  «Литературный эпос Хорезма в IX-XIII вв. Сравнительный анализ письменной литературы Хорезма и музыкальных мифов и повестей с мифологическим слоем в Авесте был проведен сравнительный анализ на тему хорезмийского языка IX-XIII веков. Изучив устные и письменные образцы, изучены особенности литературных и художественных языков, изучено их взаимодействие.

В период с 1997 по 2002 год в отделе биологических проблем   проводились исследования по 7 научным работам. В почвенно-климатических условиях Хорезмского оазиса изучены сорта растений  перспективных, плодородных, болезнеустойчивых и  против вредителей.

В условиях региона в основных, промежуточных и повторяющихся сортах были внедрены эффективные технологии выращивания питательных культур и системы разведения семян кукурузы.

На основе местного сельскохозяйственного сырья были разработаны исследования и рекомендации для создания богатой витаминами кормовой  технологии.

На дне бассейна реки Амударьи были определены принципы засоления почв на основе изучения региональных особенностей процесса почвообразования и сделаны рекомендации по повышению продуктивности сельскохозяйственных культур.

В условиях нехватки воды были разработаны рекомендации по эрозии почв, оптимальной уборке семян и использованию пресной воды в сезонных смазочных материалах. Ежегодный экономический эффект в 2001 году в Хорезме составил 1 млрд. 775,9 млн. сумов.

Изучено распределение термитов, биологии и популяционной структуры озитовых термитов Хорезма (Изоптера) и их экологические характеристики. В борьбе с термитами рекомендовано использовать энтомопатогенные грибы.

История Хорезмской Академии Маъмуна

История Хорезмской Академии Маъмуна

 

Тысячу лет раньше  в столице Хорезма Гургендж (Куня Ургенч) под руководством ученого-энциклопедиста Абу Райхана Беруни и стараниями Али ибн Маъмуна и Маъмун ибн Маъмуна, принадлежащего просвещенной династии Маъмунидов, был создан крупный учебный центр Востока «Дар-ул Хикма ва маърифа» этот центр, в котором рассматривались важные вопросы науки, продолжил научно-просветительские традиции багдадского «Байт-ул Хикма»,  существовавшего за века до этого и занял важное место в развитии мировой науки. Деятельностью ученых, служивших в «Дорул Хикма и маърифа» ещё в прошлом веке интересовались европейские,  русские,  ученые, академики Е.Захау, С.П.Толстой, И.Ю.Крачковский, А.Ю.Якубовский, Р.Г.Булгаков, узбекские ученые, научные деятели Я.Гуломов, И.Муминов, М.Хайруллаев, А.Ахмедов, Б.Абдухалимов. Их исследования были направлены на глубокое изучение деятельности этого учебного центра, результатами которых было доказано, что это был своего рода Академией Наук того времени. Этот научный центр  в настоящее время называется Хорезмской Академией Маъмуна. Данное заведение, именовавшееся «Дор-ул Хикма» или «Мажлиси уламо» в разные периоды было местом для ученых, писателей и поэтов, преследовавших цель приобретения славы, известности. Другими словами, оно «не возникло на пустом месте», а имело крепкую основу. Во-первых, Академия Маъмуна непосредственно связана с корнями науке в далеком прошлом, а также, он стал результатом культурного развития эпохой Возрождения Востока. В Древнем Хорезме интерес к астрономии, математике и другим наукам появился особенно рано.

По утверждению Первого Президента Узбекистана И.Каримова, Хорезм является колыбелью человеческой цивилизации, считается самым начальным фундаментом узбекского государства и один из святых краев. Священная книга зороастризма «Авеста» создана именно в этих прекрасных местах. Начальное энциклопедическое произведение «Авеста»  Древнего Востока совмещал в себе гуманистические идеи наших предков, которые имели тысячелетние религиозно-философские научно-просветительные взгляды. Тысячу лет тому назад в этой священной земле, основанной на искусственном  орошении, были созданы высокая земледельческая культура,  редкостные ирригационные здания, красивые города и искусные зодческие постройки, развалины которых сохранились и до настоящего времени. Также, то что хорезмийцы имели свое письмо, основанное на арамейской графике показывает, что они были грамотными и образованными людьми.

В середине прошлого века в крепостях Тупраккалъа, Хазарасп,  Аяз калъа, Куйкирилган калъа академик С.П.Толстов, Я.А.Гулямов, И.Ю.Якубовский и другие ученые-археологи нашли образцы древней письменности, ювелирные изделия, изваяния, выполненные изящно и со вкусом, рисунки, нарисованные на стенах дворца, разные цветные изображения, первые астрономические приборы, древние обсерватории. Все это показывает, что в Хорезме в античном периоде культурное развитие было на высоком уровне. По свидетельству Беруни, у древних хорезмийцев была своя календарная система. Сезонное планирование сельскохозяйственных работ в Хорезме играло важную роль в развитии математики и астрономии. Строительство крупных каналов и ирригационных сооружений, которые являются основой сельского хозяйства, строительство красивого города, дворцов и других архитектурных зданий тоже требуют развития топографии, геометрии и математики.

Уникальные ювелирные изделия и красочные образцы свидетельствуют, что в этих местах был высокий уровень знания химии и минералогии. Торговые и культурные отношения хорезмийцев с зарубежными странами оказали влияние на раннее развитие географии, картографии и этнографии. Итак, в Хорезме уже с давних пор существовал материальный и моральный фундамент для создания и развития точных и гуманитарных наук. В становлении и развитии Хорезмской академии Маъмуна кроме вышеперечисленных факторов важную роль сыграли труды древнегреческих ученых, а также научные изобретения таких ученых как Мухаммад аль-Хорезми, Ахмад аль-Фаргани, Ахмад аль-Марвазии Аббос аль-Жавхари, которые вели активную деятельность в «Байт-ул Хикма» в Багдаде. Также, ученые Академии Маъмуна изучали их научные выводы, изобретения, обогащали и развивали их. Стоит отметить, что к началу VIII века весь Хорезм и Мавераннахр завоевал арабский предводитель Кутайба.  Завоеватели разрушили города и деревни Мавераннахра, сожгли многие шедевры древних рукописей, ученых подвергли казни. Несмотря на все это культурная жизнь не остановилась: здесь вновь началось развитие науки и образования. После вторжения  арабов в Хорезм появились два государства. Южной частью Хорезма управлял Абу Абдуллах Мухаммад правитель династии Афригидов, а северную – Маъмун ибн Мухаммад (995-997). На войне между этими правителями побеждает Маъмун ибн Мухаммад и объединяет Хорезм, получая титул хорезмшаха. Столицей был объявлен город  Гургендж (Ургенч).

Во время правления его преемников Али ибн Маъмуна (997-1009) Маъмун II ибн  Маъмуна (1009-1017) в Хорезме были восстановлены древняя государственная система, культурные традиции, начались развиваться  городская жизнь, торговля и ремесла.

В трудах арабского историка Истахри указывается, что в начале Х века в Хорезме существовало от 9 до 13 городов, а через полвека число городов увеличилось втрое и достигло 40. Такие города как Гургендж, Хива, Кят, Хазарасп, Ардахушсимон (Ваянган), Кардаранхос (Калажик) стали культурными и экономическими центрами Востока.

 Хорезмийцы вели торговые и культурные связи даже с Испанией. Особенно в столице Гургендж развивалась архитектура, было построено множество красивых  дворцов, караван-сараев, мечетей и медресе, общественных зданий, рынков.

Автор рукописи «Таърифи шахри Хоразм» утверждает, что в то время в Гургендже было 170 больших и малых торговых центров, около 500 мечетей, 700  медресе и 1000 бань. Арабские путешественники посешавшие в то время это место, отдельно отмечали, что Хорезм  и столица Гургендж очень красивые  и райские места, а населения состоятельное и просвещенное. Ал-Мукаддаси (Х в.) описывает: «Хорезмийцы – люди ума, науки, таланта». Якут Хамави (XIII в.) писал:  «Я ещё нигде во всём мире не видел такого величественного, богатого и очень красивого города, как столица Гургендж, такого умного и просвещенного населения, как население Гургенджа». Ибн Батута (XIII в.) развивает вышеприведенные мысли и высоко оценивает талант и способности Хорезмийцев: «Нигде ещё во всем мире не приходилось встречать людей, так гостеприимно, великодушно принимающих иностранцев, гостей». Указанная выше социально- политическая и духовная среда приготовили необходимые условия для деятельности Академии Маъмуна в Хорезме. Просвещенный царь Али ибн Маъмун уделял особое внимание развитию культурно-просветительского дела в Гургендже: соорудил библиотеку при дворце и обогатил его шедеврами, привезенными из разных городов Востока.

 В медресе при дворце молодежь обучали исламским и светским наукам. Этот период стал периодом  процветания науки. Хорезшах Али ибн Маъмун вызвал Абу Райхана Беруни из Джурджании, назначил его своим главным советчиком и поручил ему вести дипломатические отношения с другими странами. В 1004 году по приказу  Али ибн  Маъмуна основали Академию – крупное учебно-просветительское заведение Востока. Беруни стал председателем  этого заведения. Он также приглашал известных ученых Востока в Академию. Во время правления Хорезмшаха Маъмуна II «Дор-ул Хикма» приобрела еще большую известность. В этом заведении кроме хорезмийцев работали более ста ученых, правоведов, писателей, религиоведов, приехавших из Бухары, Самарканда, Джанда, Мерва, Нишапура, Балха, Ирана, Индии, Египта, Сирии и вели исследовательские работы в разных областях науки.

Ученые занимались такими естественными и мировыми науками как астрономия, математика, физика, химия, минералогия, картография, география, геометрия, природоведение, медицина, философия, история, языкознание, логика, литература, исламское правоведение. Они в совершенстве владели арабским, персидским, индийским, латинским и турецким языками. Они изучали, анализировали научные труды таких греческих ученых, как Платон, Аристотель, Птолемей, Евклид, Пифагор и Гален и писали комментарии к их трудам. Кроме того, они обучали молодых студентов в медресе Гургенджа и внесли лепту в  подготовление и обучение одаренных молодых ученых, своих последователей. Также, в Академии молодежь обучалась таким наукам, как астрономия Беруни, математика Абу Насра Фараби, химия Абу Хайр Хаммара.

В этот период медресе Гургенджа стали настоящими очагами знания. Молодые ученые, которые обучались в них, впоследствии стали знаменитыми учеными Востока. Ученые Хорезмской Академии Маъмуна написали множество научных трудов  по точным и гуманитарным наукам и оставили богатое наследство. Эти научные труды до сих пор имеют огромное значение в науке.

 

Абу Райхон Беруни (973-1048) – один из самых великих и прекрасных наставников, организаторов и ученых Академии Маъмуна. Он в молодости обучался у таких ученых как Абу Наср Ирак, аль-Масихи и ал-Хираджи, а уже в 20 лет стал великим ученым в областях истории, биологии, математики и астрономии. Беруни является автором около 156 научных трудов по разным наукам, из них до нас дошло только 30. Такие научные труды как «Памятники минувших поколений»,  «Индия», «Минералогия», «Канон Маъсуди», «Сайдана» и другие стали знаменитыми уже в то время, когда были созданы и  сейчас также являются ценными произведениями науки. Великой заслугой ученого в области астрономии является то, что он изучил планеты, Солнце и Луну, и сделал точные выводы по поводу их значения и места во Вселенной. Почти на 6 веков раньше европейских ученых обосновал тот факт, что Земля кружится вокруг своей оси. Его научные выводы насчет размеров Земли тоже близки к настоящим.

Беруни также охарактеризовал порядком теоретические понятия числа геометрия, алгебра и арифметика, тригонометрию. Он показал точные координаты островов, морей, стран всего мира в своих исследованиях по географии, составил самую современную карту мира, изобрел модель Земного шара – глобус, который считается одним из великих изобретений в человеческой истории. Он, в отличие от греческих ученых, оригинально доказал, что индийский и атлантический океаны соединяются, и за 500 лет до Христофора Колумба научно предсказал, что за океаном есть неизвестный нам крупный материк – Америка.

Ещё одним из передовых ученых Хорезмской Академии Маъмуна является Абу Наср Ирак (умер в 1039 году). Он своими исследованиями в областях математики и астрономии стал очень известным среди ученых и приобрел огромное уважение. Ученый является автором многих научных трудов по вышеприведенным наукам. Из них 12 трудов посвятил своему ученику Беруни. Его произведения «Ал Масихий аш-мохий», «Рисола фил устурлоб», «Сферика Менелая» и другие дошли до нас. Абу Наср  Ирак является одним из основателей ровной и сферической тригонометрии. Его научные выводы использовали даже в строительстве. Известный математик, философ и поэт Средней Азии Ал-Фараби высоко ценил творения ученого и указывал: «Самым великим из великих ученых, занимавшийся математикой, является  Абу Наср Ирак. Произведения ученого принесли огромную славу во время, когда он жил и он удостоился такого высокого звания как «Афлотун Соний», то есть «Второй Птоломей».

Известный в медицине не только на Востоке, но и в Европе Абу Али Ибн Сина является одним из лучших ученых академии Маъмуна (980-1037). Ибн Сина родился в селении Афшона Бухары. Он обучался в медресе Бухары у известных ученых и стал ведущим ученым в областях музыки, химии, природоведения, астрономии, математики и медицины. В 1004 году он приехал в Гургендж по предложению Беруни и стал служить в Академии Маъмуна наряду с Абу Наср Ираком, Абу Сахл Масихи, Абул Хайр Хаммар. Ибн Сино написал около 450 научных трудов по разным наукам, из них большая часть посвящена медицине. Первые два тома произведения «Канон врачебной науки» и другие произведения ученого были написаны в этой Академии. Труды Ибн Сина, посвященные медицине, являются шедеврами медицины во всем мире и в настоящее время. Его рукописи в течение долгого времени использовали в медицинских учреждениях. Ибн Сина умер от тяжелой болезни в 57 лет, в 1037 году.

 Абу Сахл ал-Масихи (910-1011) тоже является одним из известных ученым и автором более десяти трудов, посвященных астрономии, математике, природоведению и философии. Из них 8 трудов дошли до нас. Произведения ученого «Сто вопросов медицины» стало известным как энциклопедическое и в нем рассматриваются вопросы по теории медицины, болезням человеческого организма, причины их возникновения и пути их исцеления. Поэтому это произведение ученого наряду с трудами Ибн Сино и ар-Рози в медицине очень ценно.

  Ещё одним из ведущих ученых Хорезмской Академии Маъмуна является Абу Махмуд Хамид ибн аль-Хидр аль-Ходжанди. Он был известным астрономом и изобретателем своего времени и Беруний очень ценил его творения как «редкостные явления века». Аль-Ходжанди руководил строительством огромных обсерваторий в Рее и Гургендже. Эти обсерватории оборудовались редкими астрономическими оборудованиями –секстантами личного изобретения ученого. Аль-Ходжанди проводил исследования в этих обсерваториях и написал ценые труды по астрономии. Научное наследие Аль-Ходжанди позже оказало большое влияние на развитие астрономии на Востоке. Известно, что в обсерваториях сооруженных в ХVII в городе Жатпур в Индии установились астрономические  оборудования – секстанты, изобретенные Аль-Ходжанди. Действительно, изобретение Аль-Ходжанди долгое время отличалось своей совершенностью.

Абу Мансур ас-Саалиби (961-1038) и Абул Хайр Хаммар (942-1030) из числа ученых, служивших в Академии Маъмуна. Они имеют заслуги в развитии науки. Ас-Саалиби был очень таланливым ученым своего времени в областях арабского языка, логики, литературы, философии и истории. Он родился в Нишапуре и долгое время жил в городах Джурджания, Мерв, Бухара, Гургендж и Газна. Ученый умер в 1038 году в Нишапуре. Он написал более 50 произведений по разным отраслям  науки. Его жизнь в Академии Маъмуна была особенно плодотворной. Дошедшие до нас произведения Ас-Саалиби «Ятимат ат-дахр фи махосин акл ул-аср», «Латоиф ул-маориф», «Гурар ахбор мулук ул-форс ва сиярухум», «Сехр ул-балогат ва сирр ал-бароъат» и другие считаются ценнейшими источниками в изучении истории и культурной жизни народов Азии, Хорасана и Ирана. В произведении «Ятимат ат-дахр» также содержатся ценные сведения о 124 ученых, писателях и государственных деятелях, живших в Хорезме и Средней Азии.

В 1976 году узбекский ученый И.Абдуллаев выпустил произведение на узбекском языке на основе произведения Абул Хайр ибн Хаммора, написанного в Академии Маъмуна в Гургендже «Табиблар тажрибаси хакида китоб».

В произведениях арабского историка Якута Хамави (родился в 1179 г.) содержатся сведения о том, что в Академии Маъмуна также вели деятельность такие ученые, как Абу Абдуллох ан-Найсобури (умер в 1014 г.), Ахмад ибн Мухаммад ал-Сахри (умер в 1015 г.), Мухаммад ас-Сухайли ал-Хоразми (умер в 1027 г.).

Деятельность Хорезмской Академии Маъмуна продолжалась до 1017 года. Но, несмотря на это короткое время Академия дала всему миру великих ученых-энциклопедистов, которые обогатили мировую сокровищницу науки своими бесценными трудами. Это научные заведение воспитало и помогло достигнуть совершенства тем, кто в науке оставил свой яркий путь. В последствии они продолжали свою творческую деятельность в странах Востока. В  1017 году Хорезм был захвачен Махмудом Газневи. Группа ученых Академии Маъмуна была переведена во дворец Султана Махмуда Газневи.

Другие ученые, не желавшие служить Газневи, отправились в разные страны Востока и продолжили научную деятельность, и до конца остались преданными к традициями академии Маъмуна.

Богатое научное наследие, созданное учеными Академии Маъмуна под руководсвом Беруни  не только служило развитию научного мышления на Востоке, но и в Европе.

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ХОРЕЗМСКОЙ АКАДЕМИИ МАЪМУНА

  1. АБУ РАЙХАН БЕРУНИ
  2. АБУ АЛИ ИБН СИНА
  3. АБДУЛ-МАЛИК АС-СААЛИБИ
  4. ИБН АЛ-ХАММАР
  5. АБУ МАХМУД ХОДЖАНДИ
  6. АБУ НАСР ИБН ИРАК
  7. АБУ САХЛ МАСИХИ

 

АБУ РАЙХАН БЕРУНИ

Беруни родился 4 сентября 973 г. в предместье г. Кят, древней столице Хорезма. Он воспитывался в семье известного ученого, крупного математика и астронома Абу Насра ибн Ирака, принадлежащего к семейству хорезмшахов-Афригидов. Во дворце Беруни получает хорошее образование и начинает заниматься наукой.

Около 1004 г. Беруни приезжает в Гургандж (новую столицу хорезмшахов), где  при дворе хорезмшаха Абул-Аббаса Маъмуна ибн Маъмуна (1009-1017) занимает почетное положение и продолжает свою научную деятельность в Хорезмской академии Маъмуна. В 1017 г. по требованию султана Махмуда Газнави Беруни вместе с некоторыми другими  учеными уезжает в г. Газну, где  оставался до конца своей жизни. Он умер в Газне 11 декабря 1048 г.

Беруни создано около 150 научных трудов, в числе которых:

«Ал- асар ал-бакийа мин ал-курун ал- халийа» («Памятники минувших поколений» («Хронология») (написана на араб.языке)) – сочинение, посвященное хронологии древних и раннесредневековых государств и народов, в котором даны описания их религиозных и национальных обычаев, праздников.

«Китаб фи-тахрир ма лил-Хинд мин макала макбула фи-л–акл ав марзула» («Книга, содержащая разъяснения принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» («Индия») (написана на араб.языке)) – работа, являющаяся энциклопедией Индии, в которой автор описал обычаи, религию, празднества и науки индийцев;

«Ал-канун ал-Мас ’уди» («Канон Масъуда» (написана на араб.языке)) – астрономический труд, посвящённый султану Масъуду Газнийскому, является энциклопедией математики и астрономии средних веков;

«Китаб ат-тафхим ли-аваил сина’т ат-танджим» («Книга вразумления начаткам науки о звёздах» («Тафхим») (написана на араб.языке)) – средневековый элементарный учебник по математике, астрономии, астрологии, географии, построению измерительных инструментов. Был переведен и на персидский язык;

«Макала фи истихрадж ал-автар фи-д-даира би-хавас ал-хатт ал-мунхани фиха» («Определение границ мест для уточнения расстояний между населенными пунктами» («Геодезия») (написана на араб.языке)) – сочинение, в котором автор методом триангуляции определяет расстояния между населенными пунктами;

«Китаб тахдид нихайат ал-амакин ли-тасхих масафат ал-масакин» («Собрание сведений для познания драгоценностей» («Минералогия») (написана на араб.языке)) – работа, в которой определены удельные веса минералов, драгоценностей и металлов;

«Китаб ас-Сайдана фи-т-тибб» («Фармакогнозия в медицине» (написана на араб.языке)) ­– сочинение, в котором даются рецепты составления лекарств из растений, масел животного происхождения и минералов.

В астрономии он утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звезд, в отличие от темных тел – планет, подвижность звезд и огромные их размеры по сравнению с Землей, идею тяготения. Он установил угол наклона эклиптики (годичный путь солнца) к экватору,  рассчитал радиус Земли, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях.

В сочинении «Индия» он впервые открыл эту загадочную для западного мира страну во всем ее многообразии в языковом, этнокультурном и историческом отношениях.

В области минералогии Беруни впервые измерил удельные веса твердых тел и жидкостей с помощью собственного прибора, и на основе этого предложил классификацию минералов; разработал теорию происхождения минералов и парагенетические сведения.

В области геологии выдвинул несколько научных теорий, в том числе геотектоническую, т.е. идею мобилизма; теорию геологической эволюции Амударьи и Аравийской пустыни.

 

АБУ АЛИ ИБН СИНА

Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина - известный на Западе как Авиценна (Афшана близ Бухары, 16 августа 980 года — Хамадан, 18 июня 1037) — прославленный учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.

Философия Ибн-Сино, разъясненная в "Китаб аш - Шифа" ("Книга исцеления") - целая эпоха в истории восточной философии. Однако, именно эта классическая работа, укрепившая работу над медициной, создала ему мировую репутацию - "Китаб аль-Канун фит-Тиб" ("Канон медицинской науки"). Перевод этой работы на латинский язык был сделан в конце XV-го столетия. Через сто лет, в 1593 г., его арабский оригинал издался в Риме. Затем её издавали ещё много раз вплоть до XVII-го столетия и она стала одной из самых популярных работ в медицине на Западе. Западная медицина была под непосредственным воздействием  Канона.

ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ УЧЕНОГО:

«Канон врачебной науки» (или Канон медицины, «Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмыслены и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины.

«Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.

«Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).

«О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.

«Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).

«Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).

«Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).

«Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.

«Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.

«Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).

«Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).

«Рисола-йи жудия» — описывается лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого, в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.

 

АБДУЛ-МАЛИК АС-СААЛИБИ

Абдул-Малик ас-Саалиби родился в 961 году в Нишапуре. Был придворным историком Газневидов. Ас-Саалиби является автором трудов по стилистике и лексикологии. Основной труд ас-Саалиби «Йатимат ад-дахр фи махасин ахль аль-аср» («Жемчужина века») является антологией сочинений арабских авторов предыдущих поколений. Материалы этой антологии рассортированы по странам, а цитаты из произведений авторов сопровождаются краткими биографическими описаниями (опубликован в Дамаске в 1887 году). Другое его произведение — книга «Фикх аль-Луга» — лексикографический труд, в котором слова разбиты по классам. Эта книга была опубликована в Париже (1861), Каире (1867) и Бейруте (1885).

Ас-Саалиби написал продолжение «Йатимат ад-дахр» — «Татиммат аль-Йатима». Он также является автором сборника арабских синонимов, сочинений по риторике, назидательных и развлекательных произведений, сборника исторических анекдотов, пословиц и интересных историй.

Гиппократом своего времени называли  Ибн ал-Хаммара. Он родился в 942 г. в Багдаде. Позже приезжает в Хорезм. Начав здесь свою научную деятельность при дворе хорезмшаха Мамуна, становится одним из ведущих ученых Академии Мамуна. После 1017 г. последние годы жизни он проводит в Газне, где и умер в 1030 г. Ал-Хаммар был популярен как искусный переводчик сочинений Аристотеля. В частности, он перевел его «Метеорологию». Кроме переводов, перу Ибн ал-Хаммара принадлежат несколько оригинальных трудов по философии и медицине, которые, к сожалению, не дошли до нас. В его трудах говорится об анатомии, питании, эпилепсии.

 

ИБН АЛ-ХАММАР

Ибн ал-Хаммара называли Гиппократом своего времени. Он родился в 942 г. в Багдаде. Позже приезжает в Хорезм. Начав здесь свою научную деятельность при дворе хорезмшаха Мамуна, становится одним из ведущих ученых Академии Мамуна. Будучи приглашенным самим хорезмшахом Али ибн Маъмуном из Багдада Букрот-ус-сани (Ибн ал-Хаммар) стал наставником Ибн Сины по философии, медицине и химии.

После 1017 г. последние годы жизни он проводит в Газне, где и умер в 1030 г. Ал-Хаммар был популярен как искусный переводчик сочинений Аристотеля. В частности, он перевел его «Метеорологию». Кроме переводов, перу Ибн ал-Хаммара принадлежат несколько оригинальных трудов по философии и медицине, которые, к сожалению, не дошли до нас. В его трудах говорится об анатомии, питании, эпилепсии.

 

АБУ МАХМУД ХОДЖАНДИ

Абу Махмуд Хамид ибн аль-Хизр аль-Ходжанди  (ок. 940 — ок. 1000) известнқй математик и астроном, уроженец Ходжента, работал в Хорезмской Академии Маъмуна.

По словам Беруни, ал-Ходжанди представлял собой «исключительное явление своей эпохи в деле изготовления астролябий и других инструментов». Он построил в окрестностях Рея знаменитый «Фахриев секстант», описанный Беруни в специальном трактате.

Ал-Ходжанди принадлежит ряд работ по астрономии: «Книга о действиях с астролябией „заркала“», «Книга об универсальном инструменте», «Книга о тимпане горизонтов», «Книга об определении наклона эклиптики», «Книга об уточнении склонения и широты местностей», «Книга об азимуте киблы».

В «Книге о прошедших часах ночи» ал-Ходжанди  доказал теорему синусов для сферического треугольника, позволившую упростить решения ряда задач сферической астрономии, которые до этого решались с помощью теоремқ Менелая для полного четырёхсторонника.

В неопределённом анализе ал-Ходжанди попытался доказать, что сумма двух кубических чисел не может быть кубическим числом. Это доказательство не сохранилось; о нём упоминает в своём сочинении Ибн ал-Хусайн.


АБУ НАСР ИБН ИРАК

Абу Наср Мансур ибн Али ибн Ирак ал-Джади — известный астроном и математик. Родился в 960 году в Хорезме.  Был учеником Абу аль-Вафы. Принадлежал к семье хорезмшахов Афригидов и после её падения в 995 перенёс много лишений. До 995 жил в Кяте — древней столице хорезмшахов. Работал в Ургенче, а после 1017 — в Газне при дворе султана Махмуда Газневи. Был учителем и другом  Беруни, из сочинений которого можно почерпнуть важные сведения о его жизни и творчестве.

В «Книге о построении семиугольника» он свёл задачу о построении правильного семиугольника к решению кубического уравнения, после чего решил это уравнение с помощью конических сечений, за что удостоился особой похвалы Омара Хайяма.

Ибн Ирак внёс существенный вклад в развитие методов сферической тригонометрии. Он составил подробный комментарий к «Сферике» Менелая. В «Книге об усовершенствовании предложения Менелая в „Сферике“» он заменил удвоенные хорды, которыми пользовался Менелай, на синусы. В «Книге о плоской и сферической теореме синусов для прямоугольного и косоугольного треугольников», «Книге азимутов» и в ряде других сочинений Ибн Ирак приводит доказательства сферической теоремы синусов, заменившей в астрономических расчётах теорему Менелая о полном четырёхстороннике. В «Трактате об познании небесных дуг» он вводит полярный треугольник при вычислении сторон данного сферического треугольника по трём его углам; этот метод впоследствии был воспроизведён Насир ад-Дином ат-Туси.

Основное астрономическое произведение Ибн Ирака — «Шахский Альмагест», ныне считающийся утерянным. Ряд его сочинений посвящён исправлению или уточнению других астрономических таблиц, составленных его предшественниками. Он написал также «Книгу о проведении азимутальных кругов в астролябии» и ряд других астрономических трактатов.

Основные научные труды.

Основное астрономическое произведение Ибн Ирака — «Шахский Альмагест» считается утерянным.

Кроме этого он является автором произведений на арабском языке, таких как:

«Книга о построении семиугольника» – работа, в которой изложены основы геометрических построений;

«Комментарий к «Сферике» Менелая» – сочинение, посвященное доказательству теории Менелая о сферических треугольниках;

«Книга об усовершенствовании предложения Менелая в «Сферике»» – труд, в котором впервые установлена сферическая теорема синусов, заложившая основу сферической тригонометрии;

«Книга о плоской и сферической теореме синусов для прямоугольного и косоугольного треугольников» – работа, в которой изложена история создания сферической тригонометрии и даны несколько доказательств теоремы синусов;

«Книга азимутов» – сочинение, в котором изложены методы астрономических наблюдений;

«Книга о проведении азимутальных кругов в астролябии» – руководство по построению астролябии и ее применения в астрономических наблюдениях;

«Трактат о познании небесных дуг» – работа, в которой развиты основы сферической геометрии;

«Трактат об ответе на вопросы по геометрии» – работа, в которой развиты основы плоской и сферической геометрии.

Абу Наср ибн Ирак внес крупный вклад в сферическую геометрию, является основоположником сферической тригонометрии. Кроме того, им впервые сформулированы и доказаны плоская и сферическая теоремы синусов.

 

АБУ САХЛ МАСИХИ

Абу Сахл Иса ибн Яхья Масихи Горгани – известный учёный-медик эпохи культурного подъёма в мусульманском мире IX-XI веков.

Абу Сахл Иса ибн Йахйа ал-Масихи родился в Гургане около 970-971 г. Образование получил в Багдаде, а затем переехал в Хорезм в 995-997 гг., где и жил до отъезда из него в 1011 г. В Хорезме в Академии Мамуна, он тесно работал и дружил с двумя великими современниками – Беруни и Ибн Синой, о чем свидетельствуют научные труды Масихи, посвященные Беруни, а также трактаты Ибн Сины, посвященные Масихи. Ибн Сина считал Масихи не только своим другом, но и наставником в области медицины. Масихи умер в 1011 г в пустыне, по пути из Хорезма в Гурган, когда сопровождал Ибн Сину ко двору Гурганского правителя Кабуса ибн Вашмгира.

Основные научные труды.

Науке неизвестно, сколько именно произведений создал ал-Масихи. Но согласно источникам он посвятил Беруни 12 сочинений, из которых 3 посвящены геометрии, 3 – астрономии, 1 – климатологии, 1 – этике, 1 – языкознанию, 2 – астрологии, 1 – растениям. К сожалению, данные произведения до нас не дошли.

Среди трудов по точным наукам имеются: «Китаб фи мабади-л-хандаса» («Книга о началах геометрии») – посвящена основам геометрии того времени; «Китаб фи сукун ал-ард ау харакатиха» («Книга о том, неподвижна ли Земля или движется»); «Рисала фи каванин ас-синаъа»  («Трактат о законах искусства [астрономии]») – рассмотрены основные вопросы астрономии Х в.

Среди медицинских книг наиболее известны: «Кутуб ал-миа фи-с-синаъат ат-тиббийа» («Сто книг по медицинскому искусству»), «Рисала фи джудари» («Трактат о сущности оспы»).

Хотя ал-Масихи был ученым, однако он писал и стихи. Так, отрывок из его стихотворения Беруни включил в свою книгу «Хронология».

Вклад в мировую науку

Главный и самый большой труд Масихи – «Сто книг по медицинскому искусству» является одной из немногочисленных медицинских сочинений Х-ХI вв., охватывающее наибольшее количество теоретических и практических вопросов медицины того времени, что в какой-то степени отражено и в его названии. Впоследствии Ибн Сина в своем «Каноне врачебной науки» широко использовал это произведение. Во многих книгохранилищах мира имеются рукописные копии этого труда, изготовленные в разное время, что свидетельствует о его значимости и популярности.

Мировое признание

Важное место Масихи в науке определяется тем, что его считали крупным ученым и наставником такие великие умы своего времени, как Беруни и Ибн Сина.